ЭП

Документ подписан электронной подписью
10.04.2025 15:24, Ющенко Наталья Ильинична, Заведующий
Ключ электроннй подписи

 

       
       

 

Положение

об организации инклюзивного образования
в МБДОУ д/с № 17

 

 

 

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в Российской Федерации» с изменениями от 28 декабря 2024 года, Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями от 10 июля 2023 года, Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями от 28 апреля 2023 года, приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», а также с Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность учреждения.

1.2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №17 (далее - ДОУ) определяет цели, задачи и принципы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, регламентирует организацию, содержание и перечень документов инклюзивного образования в детском саду, а также устанавливает состав участников и их обязанности.

1.3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в дошкольном образовательном учреждении.

1.4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов создаются необходимые условия:

  • для получения без дискриминации качественного образования;
  • для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
  • для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения наиболее подходящие и в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности для социального развития.

1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно.

 

2. Цель и задачи инклюзивного образования

2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства безбарьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:

  • разработку и реализацию адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения;
  • обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
  • создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в ДОУ;
  • создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций;
  • формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных представителей), педагогов и социального окружения;
  • формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения.

2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей обучения:

  • полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствии с учебным планом ДОУ, а также могут посещать кружки, праздники, мероприятия и др.;
  • частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ

3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы:

  • принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план работы развития ребёнка состоит из диагностики функционального состояния воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного воспитанника;
  • принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на формировании социально-активной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ, которые помогают каждому ребенку развивать свои потенциальные способности;
  • принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для составления образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка;
  • принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей, образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении;
  • принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников используют для установления доверительных отношений, направленных на поддержку ребенка;
  • принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения.

 

4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении

4.1. В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального закона №273-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.08.2024 №315-ФЗ) под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми -инвалидами) понимаются:

1)условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;

2)проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

3)обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;

4)обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

5)обеспечение доступа в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

  1. другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми- инвалидами) невозможно или затруднено.4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования ДОУ и для детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации ребенка-инвалида.

4.2. В силу ч. 1 ст. 79 Федерального закона №273-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.08.2024 №315-ФЗ) условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) так же в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении необходимо иметь:

  • заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе дошкольного образования (см. Приложение 1);
  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
  • справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенок-инвалид».

 

4.3. Этапы реализации инклюзивного образования:

  • предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и запросы родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение договора между ДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников;
  • диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психолого-педагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения данного этапа выносится заключение психолого-медико-педагогической комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
  • основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АОП, и дальнейшую корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностями воспитанников с ОВЗ.

4.4. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в специально организованных группах комбинированной направленности.

4.5. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:

  • в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • в возрасте старше 3 лет, в том числе:

- не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;

- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

4.6. Допускается организация разновозрастных групп комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.

4.7. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.

4.8. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в функционирующую группу оздоровительной или общеразвивающей направленности ДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ, необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия).

4.9. Реализация АОП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.

4.10. Для реализации АОП должны быть созданы следующие условия:

  • по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
  • по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогами-психологами, его психологическое сопровождение;
  • по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
  • по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогическую деятельность.

4.11. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной образовательной программе дошкольного образования осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк).

4.12. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.

4.13. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АОП является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации.

4.14. Образовательная деятельность по АОП организуется в соответствии с годовым планом ДОУ.

4.15. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.

4.16. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители (законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов.

4.17. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ.

4.18. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОУ в соответствии с установленными требованиями СанПиН.

4.19. Общее психолого-медико-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ППк дошкольного образовательного учреждения.

4.20. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ.

4.21. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на ПМПк (психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).

 

5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ

5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с детьми:

  • беседы и чтение художественной литературы;
  • моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
  • индивидуальные занятия со специалистами;
  • активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
  • совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
  • проведение режимных моментов образовательной деятельности;
  • формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с родителями:

  • тематические родительские собрания и консультации;
  • доступная информация о работе по инклюзии.

5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с педагогами:

  • педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы;
  • посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
  • детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и психологическая поддержка.

 

6. Участники инклюзивного образования в детском саду

6.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении являются:

  • ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
  • родители (законные представители) воспитанников;
  • учитель-логопед;
  • воспитатели;
  • педагог-психолог;
  • учитель-дефектолог;
  • тьютор.

6.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации.

6.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения.

6.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшего обучения.

6.5. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.

 

7. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ

7.1. Администрация ДОУ:

  • проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;
  • принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности;
  • анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования;
  • осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками с ОВЗ.

7.2. Педагоги обязаны:

  • организовать работу, обеспечивающую сопровождение лиц с ОВЗ в образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством;
  • взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
  • осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
  • учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья; Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4309
  • педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не имеющим отношения к реализации АОП;
  • педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

 

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.

8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.

8.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.

8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

 

 

 

Приложение 1

 

 

Заявление

о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья

по адаптированной образовательной программе

 

 

Я, _____________________________________________________________________________

Ф.И.О. родителя (законного представителя)

проживающая (ий) по адресу ____________________________________________________

прошу оказать помощь моему ребенку____________________________________________

_____________________________________________________________________________,

Ф.И.О. ребенка, дата, рождения

испытывающему трудности в освоении образовательной программы ДОУ, развитии и социальной адаптации.

Руководствуясь ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (коллегиальное заключение от «____» _______________ 202___ года № ______ протокола), заявляю о согласии на обучение моего ребёнка по адаптированной образовательной программе для детей в ________________________________________________

___________________________________________________________________________________

(наименование дошкольного образовательного учреждения)

в условиях инклюзивного образования в группе общеразвивающей направленности.

 

Приложение: коллегиальное заключение ПМПК.

 

 

 

 

  • ____________ 202__ г. _____________ ________________________
  • (расшифровка подписи)