|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Положение
об организации инклюзивного образования
в МБДОУ д/с № 17
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в Российской Федерации» с изменениями от 28 декабря 2024 года, Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями от 10 июля 2023 года, Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями от 28 апреля 2023 года, приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», а также с Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность учреждения.
1.2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №17 (далее - ДОУ) определяет цели, задачи и принципы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, регламентирует организацию, содержание и перечень документов инклюзивного образования в детском саду, а также устанавливает состав участников и их обязанности.
1.3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в дошкольном образовательном учреждении.
1.4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов создаются необходимые условия:
1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно.
2. Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства безбарьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:
2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей обучения:
3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы:
4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении
4.1. В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального закона №273-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.08.2024 №315-ФЗ) под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми -инвалидами) понимаются:
1)условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;
2)проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
3)обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;
4)обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
5)обеспечение доступа в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
4.2. В силу ч. 1 ст. 79 Федерального закона №273-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.08.2024 №315-ФЗ) условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) так же в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении необходимо иметь:
4.3. Этапы реализации инклюзивного образования:
4.4. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в специально организованных группах комбинированной направленности.
4.5. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
- не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;
- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
4.6. Допускается организация разновозрастных групп комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
4.7. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.
4.8. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в функционирующую группу оздоровительной или общеразвивающей направленности ДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ, необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия).
4.9. Реализация АОП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
4.10. Для реализации АОП должны быть созданы следующие условия:
4.11. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной образовательной программе дошкольного образования осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк).
4.12. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
4.13. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АОП является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации.
4.14. Образовательная деятельность по АОП организуется в соответствии с годовым планом ДОУ.
4.15. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
4.16. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители (законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов.
4.17. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ.
4.18. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОУ в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
4.19. Общее психолого-медико-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ППк дошкольного образовательного учреждения.
4.20. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ.
4.21. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на ПМПк (психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).
5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с детьми:
5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с родителями:
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с педагогами:
6. Участники инклюзивного образования в детском саду
6.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении являются:
6.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации.
6.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения.
6.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшего обучения.
6.5. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.
7. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
7.1. Администрация ДОУ:
7.2. Педагоги обязаны:
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Приложение 1
Заявление
о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной образовательной программе
Я, _____________________________________________________________________________
Ф.И.О. родителя (законного представителя)
проживающая (ий) по адресу ____________________________________________________
прошу оказать помощь моему ребенку____________________________________________
_____________________________________________________________________________,
Ф.И.О. ребенка, дата, рождения
испытывающему трудности в освоении образовательной программы ДОУ, развитии и социальной адаптации.
Руководствуясь ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (коллегиальное заключение от «____» _______________ 202___ года № ______ протокола), заявляю о согласии на обучение моего ребёнка по адаптированной образовательной программе для детей в ________________________________________________
___________________________________________________________________________________
(наименование дошкольного образовательного учреждения)
в условиях инклюзивного образования в группе общеразвивающей направленности.
Приложение: коллегиальное заключение ПМПК.