+7 (86385) 2-52-60 +7 (86385) 2-52-61
M-MDOY-17@yandex.ru
346130, Ростовская область, Миллеровский район,город Миллерово, улица Артиллерийская, 16 а
Версия для слабовидящих
МБДОУ д/с № 17
МБДОУ д/с № 17
СВЕДЕНИЯ об
образовательной
организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты и требования
Руководcтво
Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Стипендии и меры поддержки обучающихся
Международное сотрудничество
Организация питания в образовательной организации
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дополнительное образование
Прием в ДОУ
Образование детей с ОВЗ и инвалидностью
Казачий музей
Интернет-портфолио воспитателя Евтушенко Инны Ивановны
Социальный сертификат дополнительного обраования
Информация
ПРЕСС-ЦЕНТР
Новости
Фотоальбомы
Видеотека
ОБРАЩЕНИЯ
КОНТАКТЫ
. . .
Противодействие коррупции
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Антикоррупционная экспертиза
Методические материалы
Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
Сведения о доходах, расходах,об имуществе и обязательствах имущественного характера
Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
Информационная безопастность
Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
Нормативное регулирование
Педагогическим работникам
Обучающимся
Родителям (законным представителям обучающихся)
Детские безопасные сайты
Комплексная безопастность
Пожарная безопасность
Охрана труда
Дорожная безопасность
ГО и ЧС
Работа с персональными данными
Антитеррористическая защищенность
Анкета для опроса граждан
Часто задаваемые вопросы
Open Menu
ГЛАВНАЯ
ПОИСК
ПРЕСС-ЦЕНТР
Новости
Фотоальбомы
Видеотека
СВЕДЕНИЯ
Основные сведения
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты и требования
Руководcтво
Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Стипендии и меры поддержки обучающихся
Международное сотрудничество
Организация питания в образовательной организации
ОБРАЩЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дополнительное образование
Прием в ДОУ
Образование детей с ОВЗ и инвалидностью
Казачий музей
Интернет-портфолио воспитателя Евтушенко Инны Ивановны
Социальный сертификат дополнительного обраования
Противодействие коррупции
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Антикоррупционная экспертиза
Методические материалы
Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
Сведения о доходах, расходах,об имуществе и обязательствах имущественного характера
Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
Информационная безопастность
Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
Нормативное регулирование
Педагогическим работникам
Обучающимся
Родителям (законным представителям обучающихся)
Детские безопасные сайты
Комплексная безопастность
Пожарная безопасность
Охрана труда
Дорожная безопасность
ГО и ЧС
Работа с персональными данными
Антитеррористическая защищенность
Анкета для опроса граждан
Часто задаваемые вопросы
Информация
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОНТАКТЫ
МБДОУ д/с № 17
Вы находитесь:
Текст документа
Документ подписан электронной подписью
2021.08.23 15:04:20 заведующий Ющенко Наталья Ильинична
ключ
«Принято» «Утверждаю» на заседании Педагогического совета № 1 Заведующий МБДОУ протокол № 1от 18.08.2021г. детский сад № 17 Ющенко Н.И. приказ от 18.08.2021г. № 65 «Согласовано» с Управляющим советом МБДОУ д/с № 17 протокол заседания № 1 от 18.08.2021г. Программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 г. Миллерово Ростовская область 2021г. Оглавление № п/п Содержание Страница Пояснительная записка 3 1. Целевой раздел 6 1.1. Цель Программы воспитания 6 1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания 8 1.2.1 Уклад МБДОУ 11 1.2.2. Воспитывающая среда МБДОУ 11 1.2.3. Общности (сообщества) МБДОУ 12 1.2.4. Социокультурный контекст 14 1.3. Требования к планируемым результатам 14 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3 лет) 15 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) 16 2. Содержательный раздел. 17 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания 17 2.1.1. Патриотическое направление воспитания 17 2.1.2. Социальное направление воспитания 18 2.1.3. Познавательное направление воспитания 19 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания 19 2.1.5. Трудовое направление воспитания 20 2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания 21 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса 22 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы 29 3. Организационный 33 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания 33 3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События МБДОУ 34 3.3. Организация предметно-пространственной среды МБДОУ 35 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса 40 3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы 43 3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей 44 3.7. Примерный календарный план воспитательной работы 45 3.8. Основные понятия, используемые в Программе 46 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17, реализующего образовательную программу дошкольного образования (далее – Программа, Программа воспитания), предусматривает обеспечение процесса её реализации на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г № 996-р, Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 01.07.2021г. №2/21- https://fgosreestr.ru./, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 17, Региональной программы развития воспитания (приказ Министерства общего и профессионального образования от 10.06.2021г. № 546), муниципальной программы воспитания. Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении (далее – МБДОУ) предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО). МБДОУ руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации». Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 17. В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» ( п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») Рабочая программа воспитания МБДОУ д/с № 17 основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания детей в МБДОУ лежат конституционные и национальные ценности российского общества. Целевые ориентиры представлены возрастными характеристиками возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника МБДОУ и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для педагогов- разработчиков рабочей программы воспитания. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных отношений со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они нашли свое отражение в основных направлениях воспитательной работы МБДОУ д/с № 17. Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Реализация рабочей программы воспитания МБДОУ основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений, предполагает социальное партнерство с организациями: Муниципальное бюджетное учреждение Миллеровский краеведческий музей, ОГИБДД ОМВД России по Миллеровскому району, МБУ ДО Мальчевский дом детства и юношества, моу сош № 5, № 8, МАУК МГП «Центр Культуры и досуга» (детская библиотека), МБУ ДО Эколого-биологический центр, ВДПО, МБУ ДПО «Методический и ресурсный центр», МУ УО Миллеровского района. МБДОУ д/с № 17 в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом реализуемой основной образовательной программы МБДОУ, региональной программы развития воспитания и муниципальной программы воспитания, Программа дополняется такими направлениями воспитания, как экологическое воспитание, воспитание грамотного участника дорожного движения и приобщение детей к культурному наследию Донского края. Воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках пяти образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Раздел I. Целевой раздел. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы . Цель Программы воспитания Цель воспитания в МБДОУ д/с № 17 – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через: 1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; 2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; 3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Главной задачей является создание организационно-педагогических условий воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста на основе базовых национальных ценностей. Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач: Задачи на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России В сфере личностного развития воспитание детей должно обеспечить: • Развивать способности и готовность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению; • Способствовать принятие ребенком базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; • Способствовать укреплению нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; • Формировать мораль, необходимость определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; • Способствовать развитию совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; • Развивать способности и готовность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; • Развивать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; • Способствовать осознанию ценности других людей, ценности человеческой жизни. В сфере общественных отношений воспитание детей должно обеспечить: • Способствовать становлению осознания себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; • Развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности; • Способствовать становлению осознания безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; • Способствовать формированию понимания и поддержания таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; • Способствовать становлению духовной, культурной и социальной преемственности поколений. Задачи воспитания в соответствии с основными направлениями воспитания дошкольной педагогики • Задачи умственного воспитания: развивать мышление воспитанников, их умственные способности. • Задачи физического воспитания: развивать у детей потребность в укреплении здоровья, развитие их физических способностей. • Задачи трудового воспитания: формировать у детей трудолюбие, уважение к людям труда, позитивное отношение к труду, развивать трудовых действий и навыков. • Задачи эстетического воспитания: развивать способность детей к восприятию, пониманию прекрасного в природе, жизни и искусстве, поддерживать стремление к созданию прекрасного. • Задачи нравственного воспитания: способствовать усвоению детьми норм и правил поведения и выработке навыков правильного поведения в обществе. • Задачи экологического воспитания: развивать бережное отношение к природе, способствовать обеспечению осознания детьми природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. • Задачи гражданско-правового воспитания: воспитывать уважение к закону как своду правил и норм поведения в обществе, развивать понимание детьми прав и обязанностей членов общества и неразрывной связи между правами и обязанностями; воспитывать активную жизненную позицию, желание приносить пользу другим людям, обществу. • Задачи патриотического воспитания: воспитывать любовь к малой Родине и Отечеству, ее народам, армии, социальным институтам, культуре и др. • Задачи интернационального воспитания: формировать уважение и признание равенства наций. Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО. Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей: предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками); культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей). В Программе наблюдается преемственность дошкольного и начального школьного образования. Преемственность целей воспитания. МБДОУ Школа Цель: личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через: Цель: личностное развитие воспитанников, проявляющееся: 1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении мим социально значимых знаний); 2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии социально значимых отношений); 3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике ( то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел) 1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Методологической основой Программы являются антропологический, культурно-исторический, личностный и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования. Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности». Программа воспитания руководствуется принципами, определенными ФГОС ДО: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. В рамках единого образовательного пространства и целостности образовательного процесса в МБДОУ, Программа воспитания учитывает следующие принципы ООП ДО МБДОУ, определенными ФГОС ДО: - совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей; - полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; - учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т.д.); - целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений; - содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.); - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учет этнокультурной ситуации развития детей; - построение партнерских взаимоотношений с семьей; - обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на принципы: принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни; принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в укладе МБДОУ д/с № 17, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. 1.2.1. Уклад МБДОУ д/с № 17 Уклад – система отношений, сложившаяся на основе нравственно- ценностных идеалов, традиций и характера организации различных воспитательных процессов; общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции Ростовской области и МБДОУ, задающий культуру поведения воспитателей и всех сотрудников детского сада, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни МБДОУ. Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками МБДОУ). Основные положения уклада МБДОУ д/с № 17 оформлены в Коллективном договоре и Правилах внутреннего трудового распорядка МБДОУ. 1.2.2. Воспитывающая среда МБДОУ Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса МБДОУ, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда МБДОУ д/с № 17 определена целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, технологиями и педагогическими методами. Воспитывающая среда в группах МБДОУ насыщенна и структурированна в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. С учётом направлений воспитания, педагогические работники моделируют и оформляют развивающую предметно-пространственную среду, являющуюся частью воспитывающей среды, создавая уголки для сюжетно-ролевых и познавательных игр, патриотические и фольклорные уголки, для выполнения трудовых поручений, ухода за растениями и т.д. Как составная часть уклада дошкольного учреждения, воспитывающая среда наполнена различными тематическими событиями (беседами, занятиями, днями здоровья, совместным хозяйственно-бытовым трудом, флеш-мобами, акциями, праздниками и т.д.), способствующими решению поставленных задач всех направлений воспитания: патриотического, социального, познавательного, физического и оздоровительного, трудового и этико-эстетического. Воспитывающая среда в МБДОУ д/с № 17 организована в соответствии с Программой воспитания и Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ и строится на основе системы принципов деятельностного обучения: - принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи; - принцип деятельности: основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса, воспитательных ситуаций; - принцип целостности: стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка (у ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях); - принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития - в своем темпе, на уровне своего возможного максимума; - принцип творчества: образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности; - принцип вариативности: детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.; - принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития и воспитания. Воспитывающая среда строится по трем линиям: «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами; «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания; «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым. 1.2.3. Общности (сообщества) МБДОУ Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками дошкольного учреждения. Педагоги МБДОУ д/с № 17 разделяют те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности данной общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. Воспитатель, а также другие сотрудники ориентированы: быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительская общность включает сотрудников МБДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в детском саду. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в учреждении. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. На заседаниях Управляющего совета МБДОУ, на общем и групповых родительских собраниях, во время индивидуальных и групповых консультаций, педагоги и родители обсуждают актуальные вопросы воспитания, вместе планируя совместные мероприятия: экскурсии, праздники, целевые прогулки, акции, субботники, выставки, конкурсы и т.д. Детско-взрослая общность предполагает содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. В общении со сверстниками ребёнок приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других. Воспитатели воспитывают у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому педагоги придают детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивают у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели. В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения: педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым; улыбка – всегда обязательная часть приветствия; педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки; педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду; тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса; уважительное отношение к личности воспитанника; умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему; умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему; уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми; умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми; умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада. 1.2.4. Социокультурный контекст Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания. Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей Программы. Он учитывает этнокультурные, региональные особенности Донского края и направлен на формирование ресурсов Программы. Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства МБДОУ с организациями дополнительного образования (МБУ ДПО «Методический и ресурсный центр», МБУ ДО Мальчевский дом детства и юношества, МБУ ДО Эколого-биологический центр), с организациями культуры (МБУ Миллеровский краеведческий музей, МАУК МГП «Центр Культуры и досуга» - детская библиотека) В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания. Деятельности и культурные практики в МБДОУ д/с № 17 Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики: предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками); культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей). 1.3.Требования к планируемым результатам освоения Программы Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателей нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в Программе в виде целевых ориентиров в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем. На уровне МБДОУ не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «